Поиск в справочнике "Сергиев Посад–Инфо"


Поиск в справочнике "Сергиев Посад–Инфо"

КСТАТИ | О истории Сергиева Посада | Краеведение

Михаил Красюк и его «дети»

medium_preview_7.jpg...Ненастным октябрьским днем 1917 года... Нет, нет, многоуважаемый читатель, речь идет не об определенном хрестоматийном событии! Просто одним из своих последних распоряжений МВД Временного правительства в состав городской черты была включена Красюковка, то есть территория современных Бульварной, Огородной и Полевой улиц. Прибежище людей литературы и искусства, зафиксированных не только в отечественных справочниках, но и в зарубежных (в частности, в «Британской Энциклопедии»).

А зародился этот уникальный район в последней четверти XIX века и своим появлением обязан человеку, имя которого до сих пор сохранила народная топонимика. Михаил Николаевич Красюк, выходец из многодетной дворянской семьи в Александровском уезде. Военную службу закончил в чине штабс-капитана. Но народная молва возвела его в генералы. А по одной из легенд он даже был «бывшим Екатеринославским генерал-губернатором».

В годы русско-турецкой войны 1877-78 гг. Михаил Николаевич работал в посадском Красном Кресте, а затем, до конца жизни (он умер в январе 1907 г.) возглавлял благотворительную организацию - Братство во имя преподобных Сергия и Никона.

В то время землей на месте Красюковки владели кукуевские жители. Но земледелие на этих почвах было убыточным, а выпас скота затрудняла железная дорога. И они за гроши продали эту землю Братству. По инициативе М.Н. Красюка участки стали продавать под жилую застройку, под дачи. А сам Михаил Николаевич построил дома себе и двум своим сестрам.

Для выполнения работ по обустройству «микрорайона» Красюк пригласил подрядчика Жукова. Именно его стараниями был выкопан пруд, насажена березовая роща (в память своего создателя прозванная «Жуковкой») и березовая аллея («бульвар»).

А в 1902-03 гг по благословлению старца из Черниговского скита, иеромонаха Варнавы М.Н. Красюк построил церковь в честь своего небесного покровителя, Архангела Михаила, с богадельней. Вскоре церковь стала приходской в новом районе. Постройка очень экстравагантна, план начерчен самим Красюком и при внимательном рассмотрении напоминает симбиоз водонапорной башни и железнодорожного блокпоста. Именно поэтому духовные власти долго не утверждали строительную документацию. Но в конце концов смирились.

cerkov_arhangela_mihaila_vid_so_storony_gel_dorogi.jpg

Отличала Красюковку, как бы сейчас сказали, «экологическая атмосфера», а также близость к городу, станции и святым окрестностям Лавры. Все это накладывало отпечаток на состав населения. Московская профессура, люди искусства, духовенство. Обосновался здесь ученик К. Леонтьева и издатель его литературного наследия А.А. Александров (1861-1930). В своем доме, построенном в неорусском стиле, разместил он обширные коллекции, позднее ставшие местным музеем. По завещанию владельца, эти ценности передавались городу, и после смерти А.А. Александрова влились в коллекции нашего музея.

dom_svyaschenika_Belyaeva_1915.jpgdom_AA_Aleksandrova.jpg

А осенью 1917 года по рекомендации П.А.Флоренского, приехал в Сергиевский посад и остановился в доме священника Беляева Василий Васильевич Розанов. Именно здесь, в доме №1 по ул. Полевая, создает он свой знаменитый «Апокалипсис наших дней». И отсюда февральским днем 1919 года отправится в свой последний путь...

berezovaya_alleya_nachalo_XX_veka.jpgИстория Красюковки пестрит громкими именами. Исаак Бабель, Андрей Платонов, Алла Тарасова, Джеймс Паттерсон. В 1920-е годы «Третий район» (таково стало советское имя этих мест в 1920-30-е годы) стало прибежищем большого количества «бывших» - представителей аристократических семей. Из них, пожалуй, наиболее изученными (благодаря неутомимым трудам сотрудника краеведческого отдела СПИХМЗ Т.В. Смирновой) стали Трубецкие. У городских властей «Третий район» был костью в горле, и именно поэтому одной из первых приходских церквей города была закрыта Михайловская. Хотели в ней открыть клуб, но благодаря стараниям педагога О.В. Барыкиной здание передали под школу. Наверное, некая духовная аура продолжала жить в ее стенах: учеников отличала особая дружба, эдакая рыцарственность. Память о «Красюковских мальчишках» хранит первый в городе народный памятник землякам, погибшим в годы войны.

И хотя к концу ХХ века Красюковка утратила немало своих домов (далеко не худших!), жива ее историческая память. В 1990 году Михайловская церковь была возвращена верующим. Тогда же появилась мемориальная доска на «розановском» доме. Нередки в этих благословенных местах туристические и экскурсионные группы.

Кто-то из детей "серебряного века" заметил: "Форма меняется, дух остается". И это с полным правом можно отнести к нашей Красюковке.

Александр Луневский

фотоматериалы из собрания автора

Источник - журнал КСТАТИ №5/2007

КСТАТИ | О истории Сергиева Посада | Краеведение